среда, 15 июля 2020 г.

"Как хорошо уметь читать..."

С детства знакомо нам стихотворение Валентина Берестова 
"Как хорошо уметь читать":
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
В каком возрасте начинать учить ребенка читать? 
Как это сделать, чтобы не навредить? 
Ищем ответы у специалистов!

Вот что пишет эксперт сайта "Аргументы и факты" -  семейный психолог Ирина Карпенко:


Об особенностях чтения в раннем возрасте

  • Чтение в раннем возрасте – сильное умственное напряжение, которое вызывает приток крови к коре головного мозга, что ведет к обеднению кровоснабжения центров дыхания и пищеварения. Как следствие – возникают спазмы сосудов, которые в свою очередь порождают целый букет заболеваний.
  • Преждевременное обучение чтению опасно и для глаз. Офтальмологи не советуют учить ребенка читать раньше 5–6 лет, пока еще не закончилось формирование цилиарной мышцы. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.
  • Когда ребенку на ранних этапах развития вместо игр, потешек, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел будет почти невозможно. У ребенка в полной мере не разовьются такие качества, как умение сопереживать, сочувствовать, любить – залог построения крепкой семьи, дружбы, сотрудничества. 
  • Кроме того, раннее обучение негативно влияет на формирование образного мышления. Так, психоневролог, профессор Вилен Гарбузов уверен, что ранняя интеллектуализация ведет к «шизоидной интоксикации», заменяя детскую непосредственность и интерес к живой природе отвлеченными вещами, которые маленькие дети пока еще не способны осознать.
–  Мы говорим об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Буквы, цифры, схемы, ноты вытесняют и подавляют воображение и образное мышление, – предупреждает профессор.

  • Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читают взрослые.

О мотивации

  • При обучении чтению одним из важнейших аспектов является наличие мотивации. Малыш должен учиться не по указке родителей, а по собственному желанию. Инициатива должна исходить от ребенка. Ведь процесс обучения – не из легких, и если у ребенка нет понимания, для чего ему это нужно, занятие быстро надоест, а уроки чтения будут ассоциироваться с нудным и бесцельным трудом. 
  • Желание самому освоить искусство чтения появляется у ребенка, как правило, к 6–7 годам, в редких случаях – в 5 лет.
  • Стремление возникает, когда ребенок подражает умеющим читать старшим братьям и сестрам или книголюбам-родителям. Иногда ребенка может подстегнуть знакомство с ровесником, который научился читать. 
  • В этом возрасте технический навык осваивается легко, и ребенок уже способен концентрироваться одновременно на словосложении и смысле рассказа.
  • Чтение (когда оно не из-под палки) становится настоящим эстетическим удовольствием: развивающим, обогащающим, помогающим раскрыть внутренний мир.
Это было мнение эксперта сайта "Аргументы и факты" -  семейного психолога Ирины Карпенко.

Как помочь ребенку научиться читать?

Есть замечательные пособия, которые помогают родителям и специалистам разобраться в тонкостях обучения чтению.
Первое из них всегда использую на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста:


  • Предлагаемый курс обучения грамоте учитывает возрастные возможности старших дошкольников и построен на введении детей в звуковую действительность языка.
  • Д.Б.Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение — это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. 
  • Отсюда вытекает необходимость знакомить детей сначала со звуками, а затем уже предлагать детям изучение букв. "Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы видим и пишем" - так объясняем детям разницу этих понятий.
  • В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов, различения гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.
  • Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников, являются существенным компонентом этого обучения и соответствуют требованиям ФГОС ДО.
Когда ребенок освоил многообразие звуков, можно  попробовать еще одно прекрасное пособие:

Букварь Н.С. Жуковой


Очень важно прочесть все рекомендации автора к родителям, пожелавшим помочь своему ребенку, проявившему стремление научиться читать. Н. С. Жукова:

Пусть чтение приносит детям радость и удовольствие!
Если Вы хотите поделиться опытом обучения чтению своих детей, напишите об этом в комментарии. Возможно именно Ваши советы помогут многим родителям! Спасибо)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...