Для детей с нарушением зрения большое значение имеет создание подходящей развивающей предметно - пространственной среды.
Как особенности здоровья детей учитываются при организации пространства нашей группы, какие игры и пособия мы используем для тренировки детских глаз и другие секреты...
Ручка двери окрашена в оранжевый цвет |
В групповой комнате тщательно продумываем размещение мебели, в целях обеспечения свободной ориентировки и безопасного передвижения воспитанников. Очень важно для слабовидящих детей отсутствие в интерьере острых углов, выделение контрастным цветом выступающих объектов (дверных ручек, порогов).
Особенности познавательной и игровой деятельности детей с нарушениями зрения требуют насыщения развивающей предметно - пространственной среды разнообразными объектами (предметами, изображениями), соответствующими возрасту и обеспечивающими обогащение запаса представлений об окружающем мире.
Мобиль в группе |
Предметы мы выставляем на специально приспособленных полках и столах, а также подвешиваем, что способствует построению образовательной деятельности в режиме подвижных зрительных горизонтов (В. Ф Базарный). Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей, и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора. Отыскивая ответ на вопрос педагога, дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность, снижает утомляемость, а также способствует гармоническому формированию функций зрительного восприятия и развитию сенсорно-моторных функций.
Настенный тренажер |
Для тренировки глазодвигательных мышц на стенах группы в разное время были размещены специальные тренажеры с изображенными на них фигурами и линиями, маятник, мобили.
Тренажер "Спираль" |
Мобиль на участке |
Пособия для детей младшего дошкольного возраста |
Пособия для детей старшего дошкольного возраста |
· мозаика разной величины и цвета
· мелкий материал – бусы, пуговицы, семена
· кубики, строительные наборы
· пазлы
· конструкторы разных видов и размеров
· дидактические игры и пособия по изучаемым темам
· трафареты: тематические, геометрические, линейные
· раскраски
· лабиринты
· материал для развития мелкой моторики рук (шнуровки, материалы для лепки)
· игрушки и оборудование для развития зрительных функций (формы - вкладыши, кольцеброс, лабиринт для катания шаров, настольный (пальчиковый) футбол, бильярд)
· специальные приборы для работы: лупы, увеличительные стёкла
· пособия для развития тактильных ощущений, слухового восприятия
· звуковые интерактивные книги и книги с сенсорными картинками
Среда нашей группы достаточно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, безопасна. Она меняется со временем и в соответствии с возрастом детей.
Если тема организации среды в группе для детей с нарушением зрения Вас заинтересовала, более подробно она отражена в статье:
Лесунова С.В. Организация предметно-развивающей среды группы как условие обеспечения эмоционального благополучия детей с нарушением зрения
на портале "Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU"
Светлана Владимировна, в очередной раз вы меня порадовали.Я, бы, вам порекомендовала одно, наиболее, простое и доступное всем упражнение - это прикрывание глаз тёплыми ладонями. Это лучший способ добиться релаксации нервов всех органов чувств, в том числе и зрения, а также уменьшение умственного и физического напряжения.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Раиса Асхатовна! Отличное упражнение!
УдалитьСветлана, ваш опыт может пригодиться не только детям с нарушением зрения. К сожалению, современные дети уже "с пеленок" имеют опыт общения с гаджетами,поэтому есть необходимость выполнять специальные упражнения, игры для укрепления глазодвигательных мышц. Возьму на заметку!
ОтветитьУдалитьСогласна с Вами, Ирина Владимировна, что профилактика зрительных нарушений должна обязательно иметь место в списке здоровьесберегающих технологий, внедряемых в детском саду. Рада, что наши наработки оказались полезными!
Удалить