среда, 3 января 2018 г.

Сказки


Наши ребята готовятся к школе. И, вместо маленькой, привычной, давно знакомой им группы, ждет их большой класс, где много других интересных людей, новых знакомств. Изменится их окружение, взрослые люди предъявят к ним новые требования, снизится доля внимания, приходящегося на каждого из ребят. Дети будут взрослеть. 
И нам нужно  бережно и постепенно к этому их подготовить. Мне близки методы чтения и обсуждения, рисования и сочинения, инсценировки с детьми сказок.


В младшей и средней группе мы начали знакомство со специальными сказками Т.А. Куликовской, помогающими в самых обычных, обыденных вещах увидеть доброе, светлое, позитивное.

 Например, такое, на первый взгляд, неприятное явление, как огромная Лужа, может, оказывается, тоже дарить радость. А обычная Дверь подъезда может научить правилам культурного поведения. Уличный Фонарь поможет справиться с одиночеством, а Качели - поверить в свои силы.


Приемы релаксации, приведенные в книге Т.А. Куликовской "Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста", учат расслабляться, повышают самооценку и уверенность в завтрашнем дне.



Рисунки 1,2 и 6 - из книги Т.А. Куликовской.
 [Куликовская Т.А. Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2012].


В старшем дошкольном возрасте мы продолжили занятия со сказками, собранными в книге Л.А. Литвинцевой "Сказка как средство воспитания дошкольника".

Книга включает пять разделов:
  1. "Вхождение в мир сказок"
  2. "Я - это я"
  3. "Я и другие"
  4. "Я и природа"
  5. "Я и мое здоровье".
Сказки не только читаем и обсуждаем, но, когда позволяет время, еще и рисуем иллюстрации к прочитанным произведениям для более глубокого понимания содержания. Сказки, предложенные в книге Л.А. Литвинцевой, учат детей добру, мудрости, умению делать выбор, принимать самостоятельное решение в нестандартных ситуациях, а ведь в школе эти качества как раз будут необходимы ребенку.
[Л.А.Литвинцева. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии.  - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2010].

Кроме вопросов, касающихся подготовки к школе, с помощью сказки решаются некоторые специфические для нашей группы виды проблем. Например:
  • Иногда дискомфорт, возникающий у ребенка в связи с ношением окклюдера, привыкания к новым очкам, изменившейся ситуации, в которой слабовидящий ребенок чувствует себя неуверенно, становится причиной эмоциональной нестабильности, которая, в свою очередь, приводит к совершению неодобряемых окружающими поступков.  И здесь обращаемся к сказке. Так, сказка "Розовый слоненок" (автор - Дж. Миллс) помогает каждому ребенку обратить внимание на свои лучшие качества, воспитывать уважение к себе и другим людям.
  • Или: малое количество детей в группе  ограничивает выбор контактов детей -  каждому ребенку с каждым из детей в течение дня приходится, так или иначе, взаимодействовать. Помочь детям выбрать правильные, позитивные и эффективные способы взаимодействий со сверстниками, а также и со взрослыми может, опять-таки, правильно подобранная сказка. 
С этой целью использую в работе с детьми также сказки из книги:
направленные на решение таких проблем, как :
·        трудности в общении со сверстниками, чувство неполноценности
·        замкнутость, чувство одиночества
·        нарушение общения со сверстниками вследствие проявлений агрессивности
·       деструктивное поведение, вызванное нехваткой внимания
·       трудности в общении со сверстниками при поступлении в новый коллектив.


Иногда мы с ребятами сочиняем сказки сами по набору схем, изображающих последовательность событий:
1.     Выбор главного героя (желательно дать ему имя)
2.     Создание места, в котором приятно находиться герою
3.  Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они существуют)
4.     Описание любимых и нелюбимых занятий главного героя
5.     Рассказ о главной мечте (желании героя)
6.     Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте
    6.1  Кто противостоял герою? Каким образом?
    6.2  Кто и как ему помогал? Или он сам справился с трудностями?
7.     Завершение сказки (осуществилась ли мечта героя?)


Эти схемы были составлены на основе рекомендаций Н. Огненко.
[Огненко Н. Работа с образами животных: я, ты и тигр. – СПб.: Речь, 2006].

       Инсценировка сказок, процесс вхождения ребенка в образ сказочного персонажа - это бесценный опыт, приобретаемый ребенком в дошкольном детстве.

       Обычно дети любят перевоплощаться и с удовольствием "примеряют" на себя ту или  иную роль, но иногда ребенку бывает необходимо преодолеть себя, чтобы сыграть не симпатичного героя - при этом происходит расширение его творческих возможностей, обогащение эмоционального мира, развитие коммуникативных умений.


     
    




















«Многолетний опыт убеждает в том,
что нравственные идеи,  заложенные
 в произведениях о добре и зле, правде
 и неправде, чести и бесчестии,   
становятся   достоянием   человека  
при  условии,   когда   эти произведения
 прочитаны в детском возрасте.
Сказки предназначены для детства», 
- пишет В. Сухомлинский. 

Успевайте читать детям сказки, пока они готовы слушать.
Сочиняйте с детьми сказки, рисуйте с детьми сказки,
играйте с детьми в сказки, ведь детство так быстротечно!
   

2 комментария:

  1. В наше время сталкиваешься с тем, что немногие родители стремятся приобщить ребенка к волшебному миру сказок... А ведь детство- благодатная пора для изучения мира человеческих взаимоотношений.Вовлекая детей в сказочный мир, вы делаете большое дело для развития детской души...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Владимировна. Современные технологии снизили популярность книги как способа проведения досуга, но роль литературы в формировании личности при этом ничуть не уменьшилась, как я считаю. Поэтому я - за чтение!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...