Наши ребята готовятся к школе. И, вместо маленькой, привычной, давно знакомой им группы, ждет их большой класс, где много других интересных людей, новых знакомств. Изменится их окружение, взрослые люди предъявят к ним новые требования, снизится доля внимания, приходящегося на каждого из ребят. Дети будут взрослеть.
И нам нужно бережно и постепенно к этому их подготовить. Мне близки методы чтения и обсуждения, рисования и сочинения, инсценировки с детьми сказок.
В младшей и средней группе мы начали знакомство со специальными сказками Т.А. Куликовской, помогающими в самых обычных, обыденных вещах увидеть доброе, светлое, позитивное.
Например, такое, на первый взгляд, неприятное явление, как огромная Лужа, может, оказывается, тоже дарить радость. А обычная Дверь подъезда может научить правилам культурного поведения. Уличный Фонарь поможет справиться с одиночеством, а Качели - поверить в свои силы.
С этой целью использую в работе с детьми также сказки из книги:
И нам нужно бережно и постепенно к этому их подготовить. Мне близки методы чтения и обсуждения, рисования и сочинения, инсценировки с детьми сказок.
В младшей и средней группе мы начали знакомство со специальными сказками Т.А. Куликовской, помогающими в самых обычных, обыденных вещах увидеть доброе, светлое, позитивное.
Например, такое, на первый взгляд, неприятное явление, как огромная Лужа, может, оказывается, тоже дарить радость. А обычная Дверь подъезда может научить правилам культурного поведения. Уличный Фонарь поможет справиться с одиночеством, а Качели - поверить в свои силы.
Приемы релаксации, приведенные в книге Т.А. Куликовской "Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста", учат расслабляться, повышают самооценку и уверенность в завтрашнем дне.
Рисунки 1,2 и 6 - из книги Т.А. Куликовской.
[Куликовская Т.А. Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2012].
В старшем дошкольном возрасте мы продолжили занятия со сказками, собранными в книге Л.А. Литвинцевой "Сказка как средство воспитания дошкольника".
Книга включает пять разделов:
- "Вхождение в мир сказок"
- "Я - это я"
- "Я и другие"
- "Я и природа"
- "Я и мое здоровье".
[Л.А.Литвинцева. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2010].
Кроме вопросов, касающихся подготовки к школе, с помощью сказки решаются некоторые специфические для нашей группы виды проблем. Например:
- Иногда дискомфорт, возникающий у ребенка в связи с ношением окклюдера, привыкания к новым очкам, изменившейся ситуации, в которой слабовидящий ребенок чувствует себя неуверенно, становится причиной эмоциональной нестабильности, которая, в свою очередь, приводит к совершению неодобряемых окружающими поступков. И здесь обращаемся к сказке. Так, сказка "Розовый слоненок" (автор - Дж. Миллс) помогает каждому ребенку обратить внимание на свои лучшие качества, воспитывать уважение к себе и другим людям.
- Или: малое количество детей в группе ограничивает выбор контактов детей - каждому ребенку с каждым из детей в течение дня приходится, так или иначе, взаимодействовать. Помочь детям выбрать правильные, позитивные и эффективные способы взаимодействий со сверстниками, а также и со взрослыми может, опять-таки, правильно подобранная сказка.
направленные на решение таких проблем, как :
· трудности в общении со сверстниками, чувство неполноценности
· замкнутость, чувство одиночества
· нарушение общения со сверстниками вследствие проявлений агрессивности
· деструктивное поведение, вызванное нехваткой внимания
· трудности в общении со сверстниками при поступлении в новый коллектив.
Иногда мы с ребятами сочиняем сказки сами по набору
схем, изображающих последовательность событий:
1.
Выбор
главного героя (желательно дать ему имя)
2.
Создание
места, в котором приятно находиться герою
3. Выбор и описание родителей или друзей главного
героя (если они существуют)
4.
Описание
любимых и нелюбимых занятий главного героя
5.
Рассказ о
главной мечте (желании героя)
6.
Рассказ о
препятствиях и трудностях на пути к мечте
6.1 Кто противостоял герою? Каким образом?
6.2 Кто и как ему помогал? Или он сам справился с
трудностями?
7.
Завершение
сказки (осуществилась ли мечта героя?)
Эти
схемы были составлены на основе рекомендаций Н. Огненко.
[Огненко Н. Работа с
образами животных: я, ты и тигр. – СПб.: Речь, 2006].
Инсценировка сказок, процесс вхождения ребенка в образ сказочного персонажа - это бесценный опыт, приобретаемый ребенком в дошкольном детстве.
Обычно дети любят перевоплощаться и с удовольствием "примеряют" на себя ту или иную роль, но иногда ребенку бывает необходимо преодолеть себя, чтобы сыграть не симпатичного героя - при этом происходит расширение его творческих возможностей, обогащение эмоционального мира, развитие коммуникативных умений.
«Многолетний опыт убеждает в том,
что нравственные идеи, заложенные
в произведениях о добре и зле, правде
и неправде, чести и бесчестии,
становятся достоянием человека
при условии, когда эти
произведения
прочитаны в детском
возрасте.
Сказки предназначены для детства»,
- пишет В. Сухомлинский.
Успевайте читать детям сказки, пока они готовы слушать.
Сочиняйте с детьми сказки, рисуйте с детьми сказки,
играйте с детьми в сказки, ведь детство так быстротечно!
В наше время сталкиваешься с тем, что немногие родители стремятся приобщить ребенка к волшебному миру сказок... А ведь детство- благодатная пора для изучения мира человеческих взаимоотношений.Вовлекая детей в сказочный мир, вы делаете большое дело для развития детской души...
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ирина Владимировна. Современные технологии снизили популярность книги как способа проведения досуга, но роль литературы в формировании личности при этом ничуть не уменьшилась, как я считаю. Поэтому я - за чтение!
Удалить